Консалтинг
Оценка
Экспертизы

Власти планируют провести реформу электронной подписи в два этапа

Дата публикации: 30.09.2019
Госдума рассмотрит резонансный законопроект: выдавать сертификаты квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сможет только ФНС, а не аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ), как сейчас. Кроме того, нужны будут две подписи, а не одна. Это должно сократить число мошенничеств с электронными подписями.

Против законопроекта выступал крупный бизнес, писали СМИ: операторы связи, банки, ритейлеры – они объясняли, что изменения дорого обойдутся и бизнесу, и бюджету, кроме того, появляется большой риск сбоев в единственной IT-системе, наконец, закроется большое число УЦ.

Теперь обсуждается вариант, что законопроект будет принят как переходный этап перед внедрением электронных паспортов, которые будут содержать в себе КЭП. Об этом говорится в проекте доклада Минкомсвязи вице-премьеру Максиму Акимову по итогам совещания, на которое были приглашены представители бизнеса. Копия документа и протокола совещания есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два участника совещания. Идею поддерживают Минкомсвязи, ФСБ, Федеральное казначейство, ФНС и ЦБ, говорится в проекте доклада. Там же приводится мнение чиновников, что переходный этап не потребует дополнительного финансирования, и мнение бизнеса, что он обойдется в миллиарды.

Второй этап, переход на КЭП в удостоверении личности гражданина (УЛГ), по данным из протокола совещания, потребует, по оценке ФНС, 10 лет и 4,5 млрд руб., а по оценке федерального казначейства – 5–7 лет и от 3,5 млрд до 4,5 млрд руб. Бумажные паспорта прекратят выдавать не ранее 2023 г., поэтому, если не принять законопроект, который позволит сократить мошенничества, может сложиться ситуация, неприемлемая с точки зрения исполнения государственных функций и характеризующаяся социальной напряженностью, сказано в протоколе.

В ФНС комментарий не предоставили.

В протоколе сказано, что крупный бизнес («Мегафон», Сбербанк, Ассоциация поставщиков и ритейлеров ECR и др.), а также АНО «Цифровая экономика» и фонд «Сколково» по-прежнему выступают против законопроекта. Они предлагают сразу перейти на КЭП в УЛГ. Это предложение содержится и в письмах «Сколково» и разработчика систем электронного документооборота – 1С, направленных замминистра связи Олегу Паку. (Копии писем имеются у «Ведомостей», содержание письма «Сколково» подтвердил Сергей Израилит, директор по планированию и развитию фонда, а письмо 1С – человек, близкий к 1С и один из получателей письма.) Переход к модели с использованием электронного паспорта гражданина (он же УЛГ) потребует еще одну переделку информационных систем предприятий, а также дополнительных расходов на устройства чтения электронных паспортов – их нужно будет закупить на все рабочие места сотрудников, участвующих в электронном документообороте, сказано письме 1С.

Но при переходе на УЛГ также есть риск монополизации рынка КЭП, чтобы его избежать, необходимо разрешить использовать разные носители, а не только УЛГ, говорится в письме «Сколково». Там же бизнес приводит оценку стоимости перехода на использование подписи в УЛГ. Сбербанк считает, что это 1,5 млрд руб. только на считыватели УЛГ в отделениях.

В Минкомсвязи комментарий не предоставили. Представитель 1С Алексей Харитонов на запрос не ответил.

Сопротивление бизнеса неудивительно, констатирует директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев: вариант с выдачей электронной подписи ФНС потребует затратного переустройства инфраструктуры и приведет к переделу рынка их услуг.

На оба этих риска можно было бы пойти, если бы предлагаемое решение не было промежуточным и нужно было всего на пару лет, но дважды за несколько лет оказываться в ситуации трансформации, очень чувствительной к срокам системы сдачи отчетности, не хочется не только операторам электронного документооборота, но и всему бизнес-сообществу, резюмирует он.
Источник: www.vedomosti.ru